Весна пришла — инвалидам дорогу

Вот вроде ещё за неделю до Масленицы снега было столько, что, казалось, и до лета не стает. Ан нет. Несколько дней дыханья южного циклона и всё потекло, как пломбир в июльский день. Даже не знаю, что для инвалидов «сподручней» преодолевать — гололёд или сугробы. Да и вообще, не везде нашему инвалиду, как тому коту – Масленица. Результаты недавно проведённого аналитическим центром НАФИ исследования проблем доступности среды для людей с ограничениями по здоровью показали, что наибольшие нарекания вызывают: необеспеченность спецоборудованием (пандусами, подъёмниками, спецсигналами) многоквартирных домов, транспорта, учреждений здравоохранения, банков, почтовых отделений и т.п.

Трудно не верить инвалиду-колясочнику Роману Санникову, эксперту по доступной среде и правам инвалидов при уполномоченном по правам человека Челябинской области, который, отмечая зримые улучшения в городе со специально оборудованным транспортом, указывает на нередкие сложности с бордюрными съездами, а «ненормативный пандус» не позволяет зимой выехать на свежий воздух даже ему. Подобные проблемы вынуждают многих инвалидов переезжать (если получится) в другие дома, где лифт расположен на нулевом уровне. Понятно, что помимо пробелов в законодательстве существуют сложности и в технической возможности установки (напрмер, в «хрущёвках») подъёмников/пандусов, хотя у высокопрофессиональных фирм такие технологии разработаны.

В этом контексте, надеюсь, поспособствует рекомендация по внесению в Госдуму двух законопроектов о защите прав маломобильных людей: о «бесплатной юридической помощи по вопросам доступной среды, и о «запрете высаживать из общественного транспорта инвалидов I группы без сопровождающего лица» (актуальность второго пункта вызвана многочисленными подобными случаями). В «догонку» от Заксобрания Новосибирской области в Госдуму внесена законодательная инициатива о бесплатном размещении в больницах родителей вместе с детьми-инвалидами. Только родителям таких детей известно, как трудно получить в стационаре место рядом с ребёнком.

А в Казани к половинчатому результату пришло дело по иску отца ребенка-инвалида, 2 года требующего исполнения решения суда обеспечить доступность надземных пешеходных переходов. Городские власти вроде обещают в ближайшее время их отремонтировать и даже разыграли тендер на проект капремонта лифтовых шахт в восьми из них. Странно то, что по непонятным причинам самые проблемные переходы почему-то в тендер не вошли, да и источник финансирования самого ремонта пока не определены. Странность и в том, что хотя подземные переходы считаются более удобными и практичными, но проектировать продолжают надземные.

Приятной новостью стало подведение итогов финансового 2021-го года депутатами горсовета Улан-Удэ. Сальдо показало, что удалось сэкономить 6,8 млн. рублей на исполнении запросов горожан, и теперь по наказам избирателей эти средства будут целенаправленно использованы, в том числе, на создание доступной среды в многоквартирных домах, оборудовании их пандусами и подъёмниками (причём эти деньги могут быть потрачены только после согласования с органами местного самоуправления).

Искренно воодушевляют люди вроде жительницы Махачкалы Сабрины Алиевой. Будучи инвалидом на коляске, благодаря своей жизненной позиции, её с трудом можно назвать человеком с ограниченными возможностями. Многогранность её деятельности поражает. Она и сотрудница центра занятости, волонтёр в благотворительном фонде, помощник минтруда Дагестана, лидер проекта «Монитор среды»! Восхищают и результаты её работы: около полутора десятка пандусов были установлены благодаря ей. Она в качестве волонтёра ездила по детским домам и онкоцентрам, оказывая и психологическую помощь. Сабрина трудится оператором в МФЦ, а как общественному помощнику дагестанского минтруда ей цены нет. Ведь кто лучше самого инвалида-колясочника может по себе знать его нужды. А она, ежедневно отправляясь на работу, сталкивается с отсутствием автобусов с подъёмниками и пандусов/съездов в городском парке, непреодолимыми бордюрами. Ей часто звонят люди – инвалиды, либо их родственники – с бытовыми, психологическими, юридическими проблемами, которые она, по мере сил, пытается помочь решить. Бывают и другие звонки типа «отвяжись, отстань», попытки «замять» судебные тяжбы в защиту инвалидов. Некоторым, похоже, не понять, что инвалид не просто может работать, но еще и сам этого желает. Желает приносить пользу. А в Дагестане, где до недавнего времени маломобильные люди практически не покидали дома, работы по решению проблем с обустройством доступной среды непочатый край.

Автор статьи: Захаров Олег
инвалид-колясочник

Поделитесь с друзьями на своей страничке в соцсетях или через мессенджер:

×
×
Отзыв
×