Цель законов – безопасность

Поколение, заставшее времена Советского Союза, в подавляющем большинстве уверенно скажет, как отлаженно и с редкими поломками работали различные лифты, подъёмники (в основном шахтовые, грузовые на складах, в магазинах и т. п.), а также не столь распространённые в то время эскалаторы. А если аварии и случались, то достаточно быстро проводился ремонт всех этих устройств…

Наверное, многое из этих воспоминаний можно списать и на ностальгическое приукрашивание, на гораздо большее количество и разнообразие нынешних подъёмных устройств, и, что является неоспоримым фактом, на естественный износ старого (часто ещё произведённого в советское время) оборудования.

И вряд ли кто в этот перечень проблем догадается включить такую «мелочь», как законодательные акты, регулирующие весь комплекс вопросов, касающихся подъёмного функционала: его производства, установки, эксплуатации, обслуживания и ремонта. Ведь, как говорится, «ломать – не строить», а после развала СССР пришлось пользоваться частично старой законодательной базой либо неотлаженными новыми положениями, часто «сырыми», не всегда учитывающими новые реалии жизни, новые виды техники/подъёмного оборудования.

Время не стоит на месте, и вместе с ним совершенствуется законодательство. На этапах изменений в реальной жизни, появления новых технических разработок, изучение нюансов базы старых и новых законов воплотилось в Приказ Ростехнадзора от 7 апреля 2011 г. N 168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов», который включил подъемники для инвалидов в список объектов для обязательной регистрации в Ростехнадзоре.

Однако 20 июля 2012 г. Ростехнадзор выпустил Приказ № 412 «Об исключении требований о регистрации площадок лифтов, платформ подъемных для инвалидов и эскалаторов, расположенных в зданиях, относящихся к жилищному фонду, в качестве опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов». Другими словами, подъемники для инвалидов перестали считать опасным объектом и отменили их обязательную регистрацию в Ростехназоре.

В результате вступления в силу данного Приказа возникло двоякое толкование требований к безопасности. Некоторые не очень ответственные организации и фирмы, ориентируясь при выборе оборудования только на низкую стоимость, устанавливали в жилых домах или местах общего пользования объективно небезопасные для маломобильных людей подъёмные устройства, ссылаясь, исходя из сиюминутной выгоды, то на один, то на другой приказ.

Неконкретность правовой базы регистрации спровоцировала очевидное увеличение травмоопасных происшествий, так как появился соблазн у некоторых безответственных бизнесменов предлагать для использования подъемники объективно небезопасные в качестве подъёмных устройств для инвалидов.

В 2013-м году были разработаны и утверждены новые ГОСТы на вертикальные и наклонные подъемники для маломобильных групп населения – ГОСТ 55555 «Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 1. Платформы подъемные с вертикальным перемещением» и ГОСТ 55556 «Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 2. Платформы подъемные с наклонным перемещением». Благодаря этому большая часть правовых лазеек в требованиях к безопасности подъёмных устройств для инвалидов была устранена. Одно из главных требований заключается в том, что подъемники, на которые не получены упомянутые ГОСТы, пригодны только для частного использования (в т. ч. для перевозки грузов).

Россия является активной участницей многих международных организаций. Наиболее плотное сотрудничество осуществляется со странами Таможенного союза (ныне Евразийского экономического сообщества — ЕврАзЭс), а, следовательно, перманентно появляется необходимость синхронизации законодательно-правовой базы в нём.

В этом контексте Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 мая 2015 г. № 55 Утвержден «Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).

В такие периоды состыковок законодательных актов опять (у некоторых) бизнесменов появляется соблазн на этом «протащить» свою небезопасную продукцию.

В некоторой степени такое положение вещей плюс банальный износ оборудования спровоцировали цепь различных инцидентов, часто с трагическими последствиями, что, в свою очередь, вызвало поток жалоб в различные инстанции на потенциально опасное оборудование. Вопрос рассматривался на уровне правительства РФ, и 24 июня 2017 г. было подписано Постановление № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах».

Данное Постановление включает пункт о том, что на вертикальные и наклонные подъемники для инвалидов должны быть получены сертификаты ТР ТС 010/2011. Кроме того, все подъемные платформы должны пройти регистрацию в Ростехнадзоре.

Результат законодательно-правовых перипетий в сфере требований в отношении безопасности подъёмного оборудования для маломобильных групп населения в период с 2011 по 2017 гг.:

  • на вертикальные подъемники для инвалидов должны быть получены сертификаты соответствия ГОСТ 55555, на наклонные — ГОСТ 55556;
  • на вертикальные и наклонные подъемники для инвалидов должны быть получены сертификаты соответствия ТР ТС 010/2011 (иначе Ростехнадзор не регистрирует такое оборудование);
  • подъемники, на которые не получены сертификаты ТР ТС 010/2011, ГОСТ 55555 и ГОСТ 55556, пригодны только для частного использования (в т. ч. для перевозки грузов);
  • каждый подъемник для инвалидов должен проходить регистрацию в Ростехнадзоре (как новый, так и ранее установленный).

Очень хочется верить, что все задействованные лица: производитель подъемных платформ – заказчик (покупатель) – контролирующая (регистрирующая) организация, будут четко соблюдать все требования, что обеспечит безопасность подъёмного оборудования для маломобильных групп населения и исключит травмоопасные происшествия.

 

Автор статьи: Захаров Олег
инвалид-колясочник

Поделитесь с друзьями на своей страничке в соцсетях или через мессенджер:

×
×
Отзыв
×